Эволюция автобусостроения происходила скачкообразно, и была связана с общим развитием технологии производства двигателей, а также со строительством транспортной инфраструктуры. Туристические автобусы появились в результате сегментации рынка и роста требований к автобусам для перевозки на дальние расстояния.
Прототипом современных автобусов можно считать изобретение британского инженера Ричарда Тревитика, которое было презентовано широкой публике в далеком 1801 году. Машина могла перевозить всего 8 пассажиров и работала на паровом двигателе. В течение почти столетия автобусы постоянно модернизировались, но их скорость оставалась по-прежнему недостаточной для широкого применения. В конце 80-х годов XIX века улицами Лондона курсировали машины на электрических двигателях со скоростью чуть более 11 км в час. На территории Российской Империи в это время скорость автобусов достигала 20 км в час, а количество пассажирских мест – до 10.
Изобретение двигателя внутреннего сгорания стало настоящим прорывом. Новый движок имел ряд существенных преимуществ перед старыми моделями:
Сама идея зародилась еще в XVII веке, но адаптированные для автобусов модели появились только в конце XIX века на немецком заводе «Бенц». Первые транспортные средства на двигателях внутреннего сгорания курсировали небольшими немецкими городами, а полная протяжность маршрута составляла всего 15 км. Российские автобусы с новыми движками мощностью около 10 лошадиных сил начали перевозки пассажиров в 1903 году.
В первой половине XX века основным препятствие на пути развития индустрии автоперевозок все еще оставалось неудовлетворительное состояния дорог, поэтому автобусы в основном курсировали городскими маршрутами. В России пик развития уже собственно туристического автобусостроения пришелся на вторую половину XX века. В это время на дальние маршруты выходят такие модели, как ЗИС-127, Ikarus-255 и ЛАЗ-697. В салонах туристических автобусов появляются первые системы климат контроля, и удобные кресла.
На территории России и СНГ сейчас работает несколько отечественных производителей автобусов туристического класса: КАЗ, ЛАЗ, ГАЗ и ПАЗ. Качество отделки салонов и комплектации постоянно растет. Современные модели обеспечены сложными системами климат-контроля, медийными системами, навигацией, санузлами и множеством других приспособлений, повышающих комфорт перевозок. На развитие отечественного автобусостроения значительное влияние оказывают европейские и китайские производители, продукция которых сейчас активно используется российскими перевозчиками.
На дальних маршрутах курсируют модели с большими окнами и комфортабельными креслами. Технические параметры туристических автобусов также претерпели заметных изменений: высокопрочные корпуса, безопасные тормозные системы, эффективное распределение нагрузки на оси, высокие требования к качеству топлива. Размеры салона и внутренняя комплектация полностью адаптированы для перевозок на дальние расстояние без остановок в течение нескольких дней.
В последние годы перевозчик все чаще предпочитают моделям европейских производителей китайские автобусы. Тенденция наблюдалась еще в начале этого десятилетия, но в последние годы продукция таких гигантов как YUTONG вышла на принципиально новый уровень качества при сравнительно невысоких затратах на производство. Это привело к массовому распространению китайских автобусов на территории нашей страны и уже сейчас стало очевидно, что именно эта компания в обозримом будущем будет развивать индустрию автобусостроения и задавать стандарты для своих конкурентов.