Техническое обслуживание (ТО) автобусов позволяет избежать внезапных поломок, возникновения опасных ситуаций во время выполнения маршрутов и преждевременного износа деталей. Правильное выполнение всех работ гарантирует безопасность человеческих жизней и оптимизацию расходов на автобусный парк.
Существует несколько видов технического обслуживания, которые осуществляют на разных этапах эксплуатации автобусов:
* Например, для транспортных средств особо малого и малого класса время проведения осмотров наступает после проезда 10 000 км (ТО-1) и 20 000 км (ТО-2). Крупные городские автобусы отправляют на тех. обслуживание первого типа после 5 000 км, а на тех. обслуживание второго типа – после 20 000 км.
Во время ТО осуществляется комплексная проверка основных узлов автобуса и расходных материалов. Правила ее проведения прописаны в федеральном законе от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ.
Помимо анализа герметичности систем питания, смазки и охлаждения, мастер подтягивает крепления головок цилиндра, деталей привода и опор силового агрегата. При ТО-1 дополнительно заменяют масло и регулируют натяжение приводных ремней, а при ТО-2 – чистят фильтры, проверяют зазоры между клапанами и карбюратором.
В ходе ЕО анализируют функциональность сигнализации, освещения, механизмов очистки лобового стекла. При ТО-1 проводят эти же мероприятия и дополнительно проверяют контакты аккумуляторных батарей, наконечников проводов, генератора и стартера. В ходе ТО №2 к этому перечню работ добавляется осмотр емкостей с электролитом, щеточного узла генератора и противотуманных фар.
Их проверяют в обязательном порядке во время ЕО, ТО-1000, ТО-4000, ТО-1, ТО-2 и СТО. Объем работ зависит от условий эксплуатации. После четвертого по счету ТО-2 осуществляют смену смазки в подшипниках ступиц колес, проверяют фланцевые соединения карданной передачи, крепление промежуточных опор, уровень масла в главной передаче.
ТО-1 включает проверку защитных колпаков, концевые прокладки рессора, герметичность регуляторов положения кузова (на туристических автобусах и других больших транспортных средствах), креплений реактивных штанг задней подвески. Во время ТО-2 к этому перечню работ добавляется затяжка гаек и болтов, проверка шарниров подвески и состояния А-образной рамы.
Во время ЕО проводится осмотр общего состояния деталей и узлов. При ТО-1 дополнительно проверяют осевое перемещение вала, зазоры в шарнирах, крепление рулевой колонки и всех болтовых соединений. В ходе ТО-2 также осуществляют тестирование маятниковых рычагов, крепления рулевого механизма, замену масла (при каждом десятом ТО-2).
Проверки этой системы проводят с особой тщательностью. ЕО ограничивается проверкой эффективности. При ТО-1 и ТО-2 выполняются комплексные тестирования системы, замены фильтров регуляторов давления, испытание колодок и др. мероприятия.
Регулярные проверки кузова ограничиваются осмотром состояния поверхностей внутри и снаружи автобуса. Во время ТО-1 дополнительно осматривают места крепления кузова к раме, а в ходе тех. обслуживания №2 обследуют антикоррозийное покрытие, герметичность, внутреннюю облицовку салона и сидений.
Состояние колес и шин проверяется с особой тщательностью во время всех видов ТО. Избежать проблем помогает периодическая замена изношенной резины и ее замена согласно сезонным условиям.
Все жидкости, используемые в работе систем автобуса, можно разделить на: топливо, смазочные материалы и тормозные жидкости. График их замены составляют с учетом типа, модели автобуса, условий эксплуатации и климатических особенностей региона.
Обеспечить гармоничную работу всех систем может только постоянный контроль. Техническое обслуживание позволяет вовремя обнаружить износ отдельных узлов и предотвратить поломку более дорогих деталей. Не стоит также забывать, что перевозчик несет ответственность перед законом за состояние своего транспортного средства и безопасность пассажиров. Поэтому выполнение плана ТО – обязательное условие продуктивной работы на российском рынке перевозок.