Впервые автобусы появились на российских дорогах более 100 лет назад. И к середине прошлого века без них уже было практически невозможно представить городской ландшафт. Несмотря на долгую историю и огромный опыт эксплуатации на сегодняшний день не существует единой классификации автобусов, а некоторые модели относят одновременно к нескольким видам.
Наиболее распространенным видом автобуса на сегодняшний день является городской. Основное назначение этого транспортного средства – регулярные перевозки пассажиров по маршрутам в пределах населенного пункта. Городские автобусы рассчитаны на частые остановки и постоянное перемещение пассажиров. Поэтому проходы и двери здесь максимально широкие. Количество стоячих мест превышает количество посадочных, а для удобства пассажиров по всему салону установлено множество поручней.
Пригородные автобусы осуществляют перевозки пассажиров в пределах одной области между крупным городом и расположенными в его окрестностях населенными пунктами. В салоне предусмотрены места для ручной клади, но багажное отделение отсутствует. Для стоящих пассажиров в салоне установлены поручни.
Междугородние автобусы были спроектированы для перевозок между населенными пунктами. В отличие от городских моделей эти транспортные средства рассчитаны на многочасовые поездки с редкими остановками. Базовое требование к междугородним автобусам – комфорт. Количество стоячих мест сведено к минимуму, а посадочные места оборудованы комфортабельными креслами. Проходы обычно узкие с минимальным количеством поручней. В корпусе транспортного средства предусмотрено большое багажное отделение. Некоторые разновидности междугородних автобусов укомплектованы спальными местами на случай поездок в ночное время.
Для осуществления перевозок между странами или удаленными населенными пунктами используют транспортные средства повышенного комфорта. В их число входят автобусы туристического класса, салоны которых укомплектованы мониторами, кулерами, туалетом, системой климат-контроля и бортовым компьютером. Размеры посадочных мест увеличены для максимального комфорта пассажиров во время долгих путешествий.
Кроме вышеперечисленных видов автобусов, существуют также специфические подвиды, реже встречающиеся на наших дорогах:
В зависимости от длины корпуса автобусы принято разделять на 3 вида:
Подавляющее большинство современных автобусов ездят на бензине и дизеле, но в последнее время активно используются и другие виды топлива. Наиболее яркий пример – электродвигатели. Они стали популярными относительно недавно, но с каждым годом число транспортных средств, работающих на электричестве, постоянно растет. Еще одна разновидность горючего – топливные элементы. При взаимодействии с кислородом водород выделят энергию, питающую тяговые аккумуляторы. Ожидается, что автобусы на топливных элементах в обозримом будущем могут прийти на смену дизельным моделям. Существуют также гибридные транспортные средства (дуобусы), использующие и электричество, и жидкое топливо.
Сейчас на дорогах нашей страны можно встретить практически все виды автобусов, но ближе к середине ХХІ века ожидается частичный или полный переход к моделям на экологически безопасных видах топлива.